5 нояб. (Блумберг) — Центральному банку РФ, который пытается сдержать ослабление рубля, подешевевшего с августа на 18 процентов, стоит позаимствовать опыт Мексики, советует экс-экономист Всемирного банка Альфредо Торне.
Торне, который консультировал Мексику в разгар кризиса песо 1990-х годов, говорит, что Набиуллиной нужно «подумать над нестандартными решениями», учитывая, что падение рубля продолжилось после неожиданно резкого повышения процентной ставки 31 октября. Во время обвала песо в феврале 2009 года мексиканский Центробанк отказался от регулярных интервенций, в ходе которых продавал с аукционов до $400 миллионов в день, в пользу менее предсказуемой тактики, перейдя к покупкам песо прямо на рынке.
«Правила интервенций применимы в том случае, когда монетарная политика осуществляется в автоматическом режиме, но не когда валюта подвергается атаке, — сказал 31 октября по телефону Торне, который также возглавлял отдел анализа Латинской Америки в JPMorgan Chase & Co., а сейчас держит консалтинговую фирму в Лиме. — Центральный банк должен использовать все имеющиеся у него способы защиты».
Нынешняя политика валютных интервенций ЦБ не приносит результатов, так как ее механизм предсказуем, что позволяет спекулянтам заработать на ослаблении рубля, не опасаясь убытков от неожиданных действий монетарных властей, отмечает Алексей Кудрин, министр финансов РФ в 2000-2011 годах.
Опыт c песо.
Как сейчас российский рубль, мексиканский песо устремился в свободное падение с началом мирового финансового кризиса 2008 года. Сначала Центробанк Мексики пытался остановить обвал валюты с помощью заранее объявляемых аукционов по продаже долларов.
Между тем песо продолжал дешеветь, и в феврале 2009 года монетарные власти сменили тактику, начав скупать песо прямо на рынке и не раскрывая текущий объем операций. Хотя эффект этих интервенций был не мгновенным — песо упал до исторического минимума 9 марта того же года, — его ослабление замедлилось, так как действия Центробанка стали менее предсказуемыми, что заставило спекулянтов сократить ставки на девальвацию национальной валюты. К концу мая песо отскочил от исторического минимума на 19 процентов на фоне стабилизации мировых рынков.
«В Мексике были четкие правила, сколько они будут покупать или продавать долларов, — говорит Торне. — Это не сработало во время кризиса 2009 года, когда песо оказался под сильнейшим ударом, как сейчас российский рубль. Когда вы имеете дело с такой мощной атакой, необходимо использовать все средства, чтобы смягчить удар».
Торне, который работал экономистом Всемирного банка в течение восьми лет до 1995 года, консультировал мексиканское правительство во время так называемого «текилового кризиса» 1994 года, когда сокращение спроса на краткосрочные облигации страны вызвало девальвацию песо.
Сокращенный перевод статьи: What Ruble Defenders Can Learn From Mexico Crisis: Russia Credit
—При участии: Мильда Сепутите в Вильнюсе.
Контактные данные переводчика: Владимир Попов в Москве vpopov2@bloomberg.net Контактные данные редакторов, ответственных за перевод: Наталия Быркина nbyrkina@bloomberg.net; Полина Воробьева pvorobieva1@bloomberg.net Контактные данные авторов статьи на английском языке: Е Ши в Нью-Йорке yxie6@bloomberg.net; Отт Уммелас в Таллине oummelas@bloomberg.net; Наташа Дофф в Лондоне ndoff@bloomberg.net Контактные данные редактора статьи на английском языке: Николай Гаммелтофт ngammeltoft@bloomberg.net; Войцех Москва wmoskwa@bloomberg.net Борис Корби.