Компании по сбору долгов неожиданно столкнулись с серьезным препятствием, пишет «Коммерсант»: в магазине Google Play появилось приложение «Антиколлектор», блокирующее дозвон коллекторов, номера которых внесены в базу, на телефоны должников, где оно установлено, а также рассылку SMS. В черном списке уже несколько тысяч коллекторских номеров. Создатель приложения — Евгений Пятковский из Новосибирска — заявляет, что база пополняется ежедневно.
Приложение лишает коллекторов, работающих со стационарных номеров или постоянных мобильных, возможности связаться с должником, а значит одного из важных инструментов взыскания, рассказали «Коммерсанту» участники рынка. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) обратилась в Google с просьбой о проверке правомерности размещения такого приложения и возможном удалении его из магазина. Узнать, что ответили НАПКА в компании Google, «Коммерсанту» не удалось. Но приложение по-прежнему доступно в Google Play для телефонов на операционной системе Android. В планах разработчиков — создание приложения для iOS.
«Коллекторы не имеют права звонить вам и надоедать вашим близким, но они это делают, и им плевать на законность. Это приложение создано с целью восстановления справедливости. Наша команда будет отслеживать, проверять и обновлять информацию обо всех номерах коллекторов,» — говорится в описании приложения (цитата по «Коммерсанту»). Закон о потребкредитовании дает коллекторам как представителям кредитора право связываться с должником, в том числе по указанному им номеру телефона, настаивают представители компаний по сбору долгов. Приложение незаконно, считают они и ищут способы устранить неожиданное препятствие для бизнеса.
Некоторые пытаются убедить должников, что антиколлекторское приложение повредит установившим его. «Пострадает в первую очередь от этой программы сам должник, ведь в его интересах найти контакт с кредитором и решить, как именно погасить долг, иначе он только будет усугублять ситуацию»,- сказала «Коммерсанту» глава совета директоров «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева.
Другие участники рынка говорят о возможном использовании такой услуги мобильных операторов, как подмена номеров — звонки идут не с одного номера, а со ста разных номеров, но из одного колл-центра. Некоторые коллекторы уже сейчас используют эту опцию. Распространение и развитие приложения заставит их прибегать к этому способу в десятки раз чаще, значительно увеличивая тем самым расходы, говорят собеседники издания.
В ближайших планах разработчиков «Антиколлектора» — «переадресация звонков коллекторов на бесплатный номер 8-800… другого коллектора — пусть друг с другом болтают», цитирует «Коммерсант» описание приложения.